Считается, что чем больше на столе еды, тем успешнее будет наступающий год. Обязательный атрибут праздника – «баница с касмети» (слоеный пирог, в котором запекают монетку и маленькие деревянные (из кизилового дерева) предметы разной формы, приносящие счастье. А в первый день нового года дети ходят по домам, поздравляют хозяев с праздником, похлопывают их по спине разукрашенными ветками кизила и произносят пожелания здоровья и благоденствия. В награду они получают деньги и сладости. Это древний обычай, называемый Сурвакари.
При праздновании Нового года сохранился обычай посещать родных и друзей ночью или ранним утром и поздравлять их в своеобразной форме, слегка похлопывая по спине веточками кизила, украшенными лентами, искусственными цветами, блестками – сурвачками, и приговаривая или припевая слова обрядовой песни. Сурвачки продаются в магазинах, на базарах, их делают сами. Сурвакают, т. е. поздравляют с Новым годом обычно дети, в ответ получая сласти, орехи и пр. Обряд возник из поверья, что, прикасаясь к человеку веточкой кизила, передаешь жизненную силу этого дерева: у кизила уже к Новому году лопаются почки, но плоды созревают лишь поздней осенью, так что он почти целый год не увядает.
В Западной Болгарии живет также карнавальный новогодний обычай сурвакары. Дружины ряженых парней ходят по дворам. Некоторые из них надевают звероподобные маски, увенчанные сложными сооружениями из перьев. Другие же персонажи — шуточные: «поп», «невеста», «цыганка», «лекарь»... Народная фантазия пополняет их состав новыми лицами. Они разыгрывают веселые сценки, часто на злобу дня. Сурвакары подпрыгивают, оглушительно звеня медными бубенцами, висящими на их поясах, кричат. В селах в новогоднюю ночь никто не спит, улицы полны народу, сурвакаров радушно встречают, угощают и одаривают. Являются все новые группы из других сел, демонстрируя свои оригинальные маски и костюмы. Многие уроженцы сельских районов, живущие в городах, берут отпуска, чтобы приехать в родное село и принять участие в празднике.
Женщины заменяют мужчин в их традиционном досуге (вечеринки и междусобойчики), мужчины сидят дома. Традиционный праздник, общий для болгар и жителей Северной Греции. В наши дни праздник получил новое звучание: это День материнства и родильной помощи, когда награждаются работники роддомов и детских учреждений. Интересно, что в быту бабин день все более превращается в праздник бабушек, на плечах которых, при работающих матерях, лежат большие заботы по воспитанию детей. В городе Велинграде бабушки устраивают веселый и шумный карнавал.
Виноградные лозы подрезают и брызгают вином для того, чтобы урожай был в изобилии. Особенно широко празднуют его в винодельческих районах. Люди «зарезают» виноградный куст, отрезают лишние ветви, орошают его вином. Головы украшают венками из ветвей виноградной лозы.
Принято дарить друг другу мартеницы (красные и белые кисточки), которые символизируют весеннее счастье.
1 марта отмечается день Бабы Марты, один из самых любимых народных праздников. В этот день все дарят друг другу мартеницы – украшения из белых и красных ниток. Красные нитки символизируют здоровье, белые – долголетие (дожить до седин). Ими украшают одежду, а также завязывают на запястьях. Снять эти своеобразные браслеты, призванные уберечь от болезней, можно только после того, как увидишь первую ласточку или аиста.
Мартеница – обычай, известный только в Болгарии, имеет древнефракийское происхождение. Обряды, которые справляются 1 марта, любопытны и разнообразны. В некоторых областях женщины в этот день одеваются в красное, а в Северо-восточной Болгарии хозяйка дома набрасывает красную ткань на фруктовое деревце или же развешивает красную шерсть на ниве. В скотоводческих районах животным привязывают белые и красные нитки.
Главный национальный праздник Республики Болгария, посвященный освобождению от османского ига. В этот день в 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мирный договор, положивший конец Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
В Болгарии много православных, которые соблюдают Великий пост, готовятся к Пасхе и весело ее отмечают: танцуют, поют песни... В последнюю неделю перед Великим постом устраиваются карнавалы Кукери. Накануне Вербного воскресенья отмечают Лазареву субботу.
Кукерская традиция берет свое начало со времен, когда древние траки отмечали дни Дионисия. Ритуал связан с изобилием в самом широком смысле – от амбаров полных пшеницей, до дома, наполненного детьми. Этот последний зимний праздник отмечался крестьянами в последнее воскресенье перед Великим постом и знаменовал начало весеннего календаря. Важным элементом праздника являются кукерские карнавалы. Подготовка к нему требует много времени. Каждый участник изготовляет маски, в которых проявляются умения и эстетический вкус ряженого. Маски и одежда пестрые, усеяны блестками, украшены лентами и шерстяной бахромой. Многоцветие масок, одежды, обрядовые танцы придают обычаю театрально карнавальный элемент. Важным моментом являются символическая вспашка и сев – знак богатого урожая. Грузная походка главного ряженого напоминает о тяжелых от зерна колосьях пшеницы. А привязанные к талии колокольчики предназначены для того, чтобы прогонять зло и болезни.
Это праздник молодости, известный и сохранившейся во всей Болгарии. Обычай имеет славянское происхождение и вместе с утверждением плодородия несет в себе поэтику любовно-брачного мотива. В подготовке к празднику особое внимание уделяется одежде – красивой и праздничной, усеянной богатыми, тяжелыми украшениями.
Лазаруване состоит из целого ряда обрядовых игр и песен, которые девушки предварительно разучивают во время поста перед Пасхой. Обрядовые варианты многочисленны, разница состоит в проведении самого Лазарева дня (за 8 дней до Пасхи). Общее содержание, однако, заключается в представлении девушек, которые украшенные цветочными венками ходят из дома в дом, танцуют и поют. Считается, что таким образом они обретают статус невест.
Гергьовден – один из самых важных народных праздников. Праздник связан с промыслом, и знаменует начало торгового и животноводческого сезона. Яркая обрядность праздника сохранилась до наших дней.
Накануне вечером молодые парни обламывают ветки цветущей вербы и украшают ими дома, ульи, домашнюю живность. Ночью овец выгоняют на пастбище, потому что считается, что тогда роса имеет целебную силу.
Днем столы уставляют с традиционными пожеланиями радости и изобилия. К празднику готовят блюдо из ягненка («агнешко по-гергьовски») и выпекают особый каравай (он украшается сделанными из теста крестом и венком).
А после трапезы – народные игры и забавы: хороводы, качание на подвешенных к ветвям деревьев качелях и др.
Посвящен памяти просветителей Кирилла и Мефодия.
Этот поэт и воевода является национальным героем Болгарии. Он погиб в возрасте 28 лет в 1876 году в бою с турками. Ровно в 12.00 по всей Болгарии проход минута молчания. Раздаются звон колоколов и автомобильные сирены. Движение транспорта останавливается.
Начало июня – фестиваль роз (Казанлык). Сопровождается народными песнями и танцами.
Самый большой праздник лета – День солнцестояния, или Еньовден. В этот день жгут большие костры, через которые прыгают молодые парни. А еще они пускают стрелы, посылая их в дома своих возлюбленных. В этот день также принято собирать целебные травы. Год заканчивается рождественскими праздниками.
Главный праздник бывшей социалистической Болгарии, привязанный ко дню освобождения страны от фашизма. На деле Болгария была союзницей Германии во второй мировой войне и ее освобождение было просто окончанием боев на ее территории. Сейчас широко не празднуется.
Осень – пора заслуженного отдыха после сбора урожая. Тогда в Болгарии начинаются сборы (или соборы) – сельские праздники, на которые съезжаются родственники и земляки, живущие вне данного села. В домах накрыты столы минимум на 30 персон, их не убирают вечер, ночь и следующий день. Двери открыты для своих и незнакомых. В поездах и автобусах едут семьи с малыми и старыми, на шоссе можно видеть вереницы машин и повозок с празднично оживленными компаниями: все едут на «собор».
Отмечается в годовщину провозглашения суверенного Болгарского княжества 22 сентября 1908 года. До этого времени Болгарское княжество формально зависело от Османской империи.
Христианские праздники – Пасха и Рождество – игнорировались коммунистическими властями, их стали вновь отмечать с 1990.